?

Log in

No account? Create an account
Сообщество русскоязычных чайлдфри
"Демографические" проблемы и пути их решения 
30th-Mar-2009 12:04 pm
Black dragon
В последнее время опять активизировалась агитация о необходимости увеличения рождаемости для решения демографических проблем. Поэтому необходимо осветить подробнее, что предлагается решать при помощи рождаемости, действительно ли проблемы носят демографический характер, и решит ли рождаемость эти проблемы.



1. "Чтобы было кому работать".

Конечно, спорить не о чем, для того чтобы экономика государства функционировала, ей необходим определенный минимум работающего, т.е. трудоспособного и занимающегося производственной деятельностью населения. Однако является ли пресловутая "нехватка рабочик рук" результатом низкой рождаемости ?

По оценкам экономистов, распределение трудовых ресурсов в развитых странах уже давно реализовано по принципу "один с сошкой - семеро с ложкой". Доля работающих в отраслях, производящих материальные или интеллектуальные ценности в общей массе трудоспособного населения составляет 10 - 20%. Все остальные заняты исключительно перераспределением уже созданных ценностей, и никакого позитивного эффекта на экономику не оказывают.
Говоря проще - вокруг полно адвокатов и дипломатов, а сталь плавить некому :) Что же произойдет, если пытаться решать проблему нехватки рабочих рук в производящих отраслях повышением рождаемости ? Ясно, что при сохранении существующего распределения трудовых ресурсов доля идущих в производящие сферы останется небольшой, зато резко возрастет количество тех, кто ничего не производит, а только участвует в перераспределении - и нагрузка на экономику еще больше возрастет.

Решение проблемы лежит не в увеличении рождаемости, а в перераспределении трудовых ресурсов. Причем для этого не надо никого ни расстреливать, ни даже сажать :) Все решатеся экономическими методами: налоговым стимулированием трудовой деятельности в производящих отраслях и пересмотром системы социальных пособий, в частности, предоставление их исключительно нетрудоспособным.

Если удастся добиться хотя бы паритетного соотношения трудовых ресурсов в производящих и перераспределяющих сферах, то даже при некоторой убыли населения из-за пониженной рождаемости производящая часть экономики будет обеспечена трудовыми ресурсами на несколько поколений вперед. Если же удасться сделать производящую сферу проритетной для трудоспособных людей, то при дальнейшей убыли населения отток ресурсов будет происходить прежде всего из перераспределяющих сфер экономики, что только увеличит ее эффективность, т.к. будет увеличиваться доля производимых материальных и интеллектуальных ценностей в расчете на душу населения.

Не следует забывать еще об одном факторе. С углублением автоматизации производства отрасли, производящие материальные ценности, требуют все меньше и меньше трудовых ресурсов. Уже в нынешем столетии реальна ситуация, когда на крупный завод будет достаточно всего лишь нескольких десятков человек - операторы, наладчики, инженеры. И процессы автоматизации производства идут значительно быстрее, чем снижение рождаемости.

Так что можно быть уверенными: при разумной политике распределения трудовых ресурсов и повышеня эффективности производственных сфер недостаток рабочих рук не грозит ни в ближайшее время, ни в отдаленном будущем. Даже если рождаемость будет еще больше снижатъся.


Продолжение следует
Comments 
30th-Mar-2009 10:25 am (UTC)
Ой, как своевременно Вы за эту тему взялись! Сама уже думала что-то подобное написать, но для этого надо всесторонне изучить вопрос, а мне лень в силу занятости другими проблемами. Не знаю, запланировано у Вас это или нет, но я бы еще включила такие аспекты: продление средней продолжительности жизни (мужчины умирают до достижения нетрудоспособного возраста) и распределение ресурсов по регионам в России. Впрочем, это, наверное, уже другая тема.

Респект Вам за этот пост, с нетерпением жду продолжения!
30th-Mar-2009 10:40 am (UTC)
Да, и еще о том, что "иначе нас захватят китайцы/арабы/негры!"
30th-Mar-2009 10:52 am (UTC)
Вот еще хотела сказать: http://tchuev.livejournal.com/196320.html?thread=5968608#t5968608 - в этой ветке mjerry прекрасно выступил(а) на тему демографии.
30th-Mar-2009 11:05 am (UTC)
Может и захватят, но определяющим тут будет не количество (мир уже давно ушел от феодализма и примитвной модели хозяйствования средневекового образца, хотя некоторые сторонники сверхрождаемости всё ещё там), а качество человеческого материала.
В том числке образованность и уровень подготовки.
Которое у китайцев непрерывно растёт..
30th-Mar-2009 10:42 am (UTC)
Да. Весь этот бред "больше рабочих рук" рассчитан на экономику каменного века или там раннего средневековья, экстенсивность и неэффективность.
Сбросить в Европе и США весь этот балласт с профессионально сидящими на шее - уже целыми поколениями, и только размножаются, размножаются... чтобы им пособия платили на каждого этожеребенка, который тут же тоже будет размножаться. И можно смело уменишать рождаемость дальше. Много-то зачем???
30th-Mar-2009 11:03 am (UTC)
Согласна, я бы еще добавила, что даже в самых недоразвитых странах население стремится к уровню жизни США и Европы. То есть, одновременного повышения нагрузки - и от возросшего запроса на потребление и роста населения их экономика просто не выдержит.
(Deleted comment)
30th-Mar-2009 11:27 am (UTC)
Вот поэтому я и пишу, что необходимо экономическое стимулирование занятости прежде всего в производственных сферах. Чтобы молодой человек, у которого равные задатки к професси сталевара и адвоката, пошел учиться на сталевара, а не на адвоката.
(Deleted comment)
30th-Mar-2009 12:25 pm (UTC)
Очевидно, агитирующими имеется в виду, что, когда адвокатов и дипломатов станет столько, что они будут сидеть друг на друге, то остальные, плюнув, просто будут вынуждены пойти в чернорабочие :) Дело только за численностью населения.
30th-Mar-2009 12:36 pm (UTC)
Боюсь, никакие экономические методы не заставят программеров пойти в ассенизаторы. Заставить может только нужда, причем очень большая, как в США во время великой депресии, когда люди работали даже не за зарплату а за миску похлебки. Но у нас до этого еще далеко. Все надеяться пересидеть кризис, а там, глядишь, снова появятся места для менеджеров. Но канавы рыть никто не пойдет. Это же описано еще у Хаксли в "Дивном новом мире": есть работа чистая и есть работа грязная. Все хотят делать первую и никто не хочет вторую.
30th-Mar-2009 01:43 pm (UTC)
За хорошие деньги - еще как хотят. В Израиле водителям мусоровозов платят столько, что желающих больше, чем мест, а хороший сантехник зарабатывает больше некоторых программистов.
30th-Mar-2009 06:01 pm (UTC)
В Украине, например, вот по прошлогодним ценам. Положить кирпич(не облицовочный, то есть цена не макс) - 70 центов штучко. Так чта стольник баксов в день(!) заработать непроблема
30th-Mar-2009 05:33 pm (UTC)
угу, значимость труда отдельного человека значительно снизилась с приростом населения и автоматизацией.
1st-Apr-2009 11:50 am (UTC)
>>>Чтобы было кому работать...
В условиях повальной безработицы:(
This page was loaded Nov 18th 2019, 9:24 pm GMT.