?

Log in

No account? Create an account
Сообщество русскоязычных чайлдфри
Статья koshkanakrishe 
12th-Dec-2005 10:48 pm
gizmo
В современно мире все больше женщин и мужчин делают выбор в пользу бездетности. Термин childfree – «свободные от детей» – становится все более и более распространенным. При этом во многих странах люди, не желающие иметь детей, становятся объектом общественного порицания. Их называют отщепенцами, пустоцветами, ущербными. Это понятно, ведь любому государство нужны люди: пушечное мясо, работники, трутни, которые будут защищать и обеспечивать правящую верхушку.

Мы не будем сейчас говорить о тех случаях, когда женщина хотела бы воспитывать детей, но не может завести их  из-за плохого материального положения, проблем со здоровьем или отсутствия мужа. Мы поговорим именно об осознанном отказе  от материнства, который  происходит по другим причинам.

Не так давно в нашей стране, тогда еще носившей имя СССР, считалось зазорным хоть чем-либо выделяться. Советское образование ставило себе целью воспитать не человека-личность, а человека-часть системы. При этом считалось зазорным выделяться хоть чем-нибудь. «Надо» выйти замуж, «надо» родить детей. Многие женщины, по их собственным рассказам, рожали именно для того, чтобы успокоить общественное мнение.

Надежда, 44: «Когда я пошла работать после института, я уже была замужем, но детей мы пока заводить не хотели. Мы с мужем очень любили друг друга, были счастливы вдвоем, нам хотелось подождать. Но на меня чуть ли пальцем на работе не показывали: «Ей 23 года, а детей нет, что-то с ней не так, больная, что ли?» К тому же свекровь говорила «давай скорее маленького». И я родила практически из-под палки. Только сейчас, спустя почти двадцать лет, я понимаю всю глупость такого шага. Я родила не потому, что хотела ребенка, а потому, что хотела быть в стаде, быть, как все. Я люблю свою дочь, раз уж она у меня есть, но я постоянно думаю, что если бы не она, я бы сделала то-то и то-то. Иногда я на нее срываюсь и сама же ругаю себя потом за это».

Существует такой термин, как “инакомыслие”.  Он означает, что человек мыслит иначе. Обычно это означает, что он мыслит иначе, чем большинство, но в данный момент в цивилизованном мире стремительно исчезает само понятие большинства. Современное человечество представляет собой огромный котел, в котором варится куча социальных групп с различными взглядами, и цель, которая сейчас стоит перед всеми этими группами – постараться сосуществовать мирно. Это значит, что нужно быть терпимыми к взглядам и системе ценностей других людей, и при этом не навязывать свою точку зрения и не позволять навязывать ее себе самому. Это значит, что мусульмане не должны конфликтовать с христианами, гетеросексуалы – с людьми нетрадиционной сексуальной ориентации, убежденные феминистки – с домохозяйками, сторонники вегетерианства – с любителями мяса (во всех случаях верно и обратное). Нельзя забывать о том, что система ценностей, кроме общечеловеческой, бывает еще и личностная. Уважение к личности – это главный постулат, который сейчас нужно усвоить людям всего мира. И если в о многих странах налицо прогресс в этом направлении, России до этого еще далеко.

Поговорим о личностных ценностях. Наш современник, философ Ошо, называл самым страшным современным рабством “рабство родителей над детьми”. С моей точки зрения, оно по большому счету имеет две основных стороны. Первое – это авторитарность родителей. При этом они авторитарны не только как родители, но и вообще как люди. Они авторитарны по отношению ко всем. Менторство – стиль их жизни. Без этого они просто плохо себя чувствуют. Еще они очень любят угнетать зависимых от них людей, демонстрируя им и окружающим свою власть фразами типа “Я всех тут кормлю!” Когда же зависимый (в данном случае – ребенок) вырывается из-под этой власти, то у родителя начинается истерика. Как же так, ведь все – сейчас он уйдет и ускользнет, кого же я буду учить жизни?

Элина, 27: «У меня с мамой всегда были плохие отношения, она очень любит командовать. Для нее существует только два мнения: ее мнение и неправильное. Когда я в 22 года переехала жить к мужу, она начала устраивать мне скандалы, заявлялась к нам домой, пыталась поссорить меня с мужем. Я сказала ей, что просто не буду с ней общаться. Что тут началось! Угрозы (“сдадим тебя санитарам, милиции”), эмоциональный шантаж (“ты нас убиваешь”), переход от кнута к пряникам (“на коленях умоляю, прости меня”). Очень логично – сначала устраивать скандал за скандалом, а потом на коленях умолять. Я испугалась ее, мне показалось, что она ведет себя как вампир, у которого забирают банку со свежей кровью. Мой муж так маму и называет – энергетический вампир. А сколько раз перед этим она мне кричала: «Ты мне не дочь! Нет у меня дочери! Уходи!» И как только я ушла, она поняла, что «девочки для битья» у нее больше нет».

Вторая сторона “рабства родителей над детьми” – более завуалированная. Ее очень хорошо описали фантасты-братья Стругацкие:
«Волчица учит своих волчат: "кусай, как я", и это правильно, потому что помогает им выжить. Зайчиха учит зайчат: "убегай, как я", и это тоже правильно. Но когда человек учит своего детёныша: "думай, как я", — это уже преступление».

Это нас возвращает к теме об инакомыслии. Родители часто считают, что дети – это продолжение их самих, и посему должны жить и думать так же, как родители.

Максим, 31: «Моя мама всегда любила говорить: «Ты же мой, мой личный сыночек!» Когда я женился, она устраивала скандал за скандалом, поливала мою жену грязью, рассказывала про нее сплетни. Переходила от угроз к мольбам и обратно. И так без конца. Хорошо, что мы с женой с ней не жили. Мы почти не общаемся, жену она ненавидит, потому что та якобы «украла» у нее сына». 

Другой человек – это не ваша собственность. Это касается не только детей, но наиболее часто проявляется именно в отношениях детей и родителей. Многие матери, с которыми я общалась, признавались, что у них был период, когда они считали ребенка своей собственностью. Как же: я его\ее вырастила, отдала здоровье, молодость, работой пожертвовала, личной жизнью (а кто-то вообще растил без мужа), я столько сил вложила, а получилось непонятно что. К счастью, многие матери, подчас после долгой и тяжелой работы над собой, смогли осознать, что, вырастая, ребенок становится отдельной личностью, восприятие и устремления которой могут кардинально отличаться от того, что прививали в соответствии со своими взглядами родители.

Как это ни печально, но в основном люди рожают детей для себя. Бездетных, или childfree, часто называют эгоистами. Но самый страшный эгоизм – родительский. На вопрос «Зачем вы родили?» многие отвечают: «Чтобы у меня была опора на старость, чтобы не быть одной, чтобы были внуки». Но дети приходят в мир не для того, чтобы служить вам, вашему эго и удовлетворять ваши амбиции. Многие родители считают, что если у них остались неудовлетворенными какие-то желания, то дети теперь должны прожить за них ту жизнь, какую они хотели бы, да не сумели. При этом наклонности, интересы и способности самого ребенка часто в расчет вообще не принимаются. Хотела мама быть врачом, да не смогла доучиться – сыночек обязательно поступит в медицинский. Сыночку плохо от вида крови, да и вообще он хочет заниматься юриспруденцией? Ничего, к крови привыкнет, а юриспруденция – блажь одна. Мама же знает, что для ее ребенка лучше, она же плохого не посоветует!

Такие мамы и папы забывают о том, что все в мире относительно, в том числе добро и зло. То, что хорошо для одного, может быть плохо для другого. Люди-то все разные. И душа, живущая в вашем ребенке, в теле с вашими генами, подчас имеет такое же отношение к этим генам, как тело к пиджаку, который на нем надет. Вы вырастили тело, которое укачивали бессонными ночами, возле которого сидели, когда ребенок схватит ОРЗ, которое вы одевали и кормили. Спасибо вам за это. Но помните: дети приходят через вас, но не от вас и не для вас. Душа ребенка принадлежит Богу, божественной сущности. Это не зависит от того, верите ли вы в Бога и в какого Бога вы верите. Поймите одно: не ваша заслуга в том, что ребенок увидел этот мир. Если ребенок должен был появиться на Земле, он появился бы в любом случае. Его душа – вот что заложено в ребенка Богом. И мало кто из родителей может осознать, что душа ребенка может быть совсем иной, нежели их собственная.

Поэтому не следует рожать ребенка только для того, чтобы он был продолжением вас и вашего любимого человека. Вашим продолжением будет тело ребенка, но не его душа. Точно так же обманываются люди, которые говорят: «Я умру, но  я буду жить в моих детях», «Дети – это то, что останется после меня».

Мы  подошли к основной причине, по которой люди рожают детей – это страх смерти, страх небытия. Большинство людей боятся признать, что когда-нибудь они умрут. Они бегут от этой мысли, не понимая, что смерть – это часть их жизненного пути, и что бояться смерти – так же неестественно, как бояться жизни. Люди стремятся «что-то оставить после себя», не понимая, что независимо от того, что бы они не оставили в этом мире, они в конце концов покинут его. И тогда им будет уже абсолютно все равно, что после них здесь осталось и осталось ли что-нибудь.

Тело человека смертно. Память о нем со временем потускнеет. Все предметы, созданные им, рассыпятся в прах. Все дети, рожденные им, и дети, рожденные этими детьми, когда-нибудь умрут. Даже планета, на которой они живут, не вечна. Если вы ищете бессмертия, ищите его в своей душе. Душа ваша бессмертна. Это – та божественная сущность, что дана вам свыше. И самый главный шанс, который дается каждому человеку в жизни – заботиться о своей душе, развивать и совершенствовать ее.

У каждого человека – свои задачи в данной ему жизни, свой путь. Нет высших и низших путей и предназначений, нет ничтожных и глобальных задач. Кто-то видит свою задачу в материнстве, кто-то – в отказе от него. И тот, и другой путь в равной степени достойны уважения. Но не нужно ступать на чуждую вам стезю, будь то нежеланное материнство, нелюбимая работа, замужество из соображений «так надо, все должно быть как у всех». Подумайте – принесет ли это вам счастье? Помните о том, что самая главная ваша задача – осознать свой путь и следовать ему, живя в гармонии с самим собой.

(с) Татьяна Котенкова 2005
Comments 
12th-Dec-2005 11:19 pm (UTC)
Не поняла, почему делается вывод, что основная причина рождения детей - страх смерти. Мне кажется это неверно.
13th-Dec-2005 06:41 am (UTC)
Конечно, не основная. Разве что, одна из многих.
13th-Dec-2005 05:00 am (UTC)
Очень толковая статья, и очень умный, думающий автор! Я уже читала похожий материал, кажется, тоже Татьяны Котенковой. Очень приятно, что нашелся человек, который вместо пустых обвинений пытается разобраться в ситуации и ищет истинные мотивы человеческих поступков.
Имхо, автор все написал правильно.
13th-Dec-2005 06:46 am (UTC)
В общем, вполне дельная статья. Только слегка смешит "демонизация" родителей. Конечно, на свете встречаются и не такие уроды, но их ведь не большинство.

>И мало кто из родителей может осознать, что душа ребенка может быть совсем иной, нежели их собственная.

Вот этот вывод - крайне неверен. Этот диагноз скорее относится как раз к тем родителям, для которых ребенок не является самоценностью, а стал инструментом "вписывания в социум", манипуляции окружающими, и пр.
13th-Dec-2005 07:37 am (UTC)
Все проблема в том, что как праволо родители на эту статью скажут: "это все от дурного влияния (далее по списку)." И останутся на своем.
Проверено на своих.
Меня последние 7 лет родители упрекают, тем, что я мало с ними общюсь. А как можно разговаривать с чужими по душе людьми, которые постоянно тебе пеняют тем, что они тебя родили-вырастили. такое ощущение, что я в этом виновата. Я то их не просила себя рожать. Так почему я должна за это расплачиваться?
13th-Dec-2005 07:56 am (UTC)
У меня просьба к публикатору. Вы не могли бы сказать автору, что "трутни" никак не могут обслуживать правящую верхушку? Скорее наоборот, это трутней все будут обслуживать. (См. определение.) Спасибо!
13th-Dec-2005 08:17 am (UTC)
"Но помните: дети приходят через вас, но не от вас и не для вас. Душа ребенка принадлежит Богу, божественной сущности. Это не зависит от того, верите ли вы в Бога и в какого Бога вы верите. Поймите одно: не ваша заслуга в том, что ребенок увидел этот мир. Если ребенок должен был появиться на Земле, он появился бы в любом случае. Его душа – вот что заложено в ребенка Богом. И мало кто из родителей может осознать, что душа ребенка может быть совсем иной, нежели их собственная. "

(Хм... Это слова верующего человека... Интересно, как этот человек относится к абортам...)

Хотя, конечно, мы пытаемся... Правда очень тяжело бывает увидеть "другое" счастье... Мне бы было очень стыдно, если бы мой сын стал террористом-смертником, хотя для кого-то умерить так - счастье.
13th-Dec-2005 09:15 am (UTC)
очень верно. грамотно.
13th-Dec-2005 09:21 am (UTC)
Молодец автор!
13th-Dec-2005 01:52 pm (UTC)
я уже неделю примерно читаю это коммьюнити, смотрю, тут пишут _примерно_ одни и те же люди
у меня вопрос: вы правда каждый день об этом думаете?
13th-Dec-2005 04:36 pm (UTC)
Нет. Я лично захожу сюда когда лень работать, чтоб отвлечься. Просмотришь новости - и заглянешь сюда. Если не за компьютером - и не вспоминаю об этом коммьюнити. Пока какой-нибудь очередной чужой ребенок на голову не сядет.
13th-Dec-2005 01:57 pm (UTC)
а я вот первый раз сюда заглянул и у меня первый же вопрос:
- люди, вот вы сами появились на свет потому, что ваша мать ВОЗДЕРЖАЛАСЬ от аборта.
как вы считаете, она сделала ошибку? она повела себя глупо, произведя пушечное мясо, работников, обслуживающих правящую верхушку?
13th-Dec-2005 03:39 pm (UTC)
почему же? Это был её личный выбор.
13th-Dec-2005 05:59 pm (UTC)
А еще она пошла учиться на врача, а я - на программиста. Ужас, правда?
13th-Dec-2005 06:10 pm (UTC)
Причина рождения детей - желание людей что-то оставить после себя.
Кто-то пишет хроники, кто-то делает что-то великое, а для большинства - это простейший способ, для мужчин - еще и за чужой счет.

вообще - это личное дело каждого. Главное - чтобы никто не насиловал кого-то своим желанием или нежеланием заводить детей
14th-Dec-2005 05:20 am (UTC)
Причина рождения детей - инстинкт размножения, только и всего. Остальное - дополнительные "плюсы".
Из-за перенаселения в некоторых из нас инстинкта не оказалось (в животном мире тоже встречаются отказывающиеся от размножения особи, при превышении популяцией критического уровня). Вот и мы подводим многочисленные теории под это дело, хотя всё физиология виновата :)
Как только в человеке просыпается инстинкт размножения, все "минусы" превращаются в "плюсы". "Хочу дитё и всё тут!" (Боюсь этого, как огня).
Поэтому мы и детные и говорим на разных языках.
14th-Dec-2005 03:29 pm (UTC)
Это понятно, ведь любому государство нужны люди: пушечное мясо, работники, трутни, которые будут защищать и обеспечивать правящую верхушку.
Почему же трутни? Трутни тут как раз не причём.
Долбанная цивилизация уже довела до того, что люди, вместо того, чтобы рожать побольше детей, начинают задумываться о том, как бы обеспечить ребёнка, дать ему образование и т д.
И вот тут возникает вопрос! Если все будут образованные, кто будет работать?
Должен же кто-то дерьмо разгребать руками в туалете!


15th-Dec-2005 02:30 pm (UTC)
Ну если Вы так хотите "естественным способом сократить численность человечества" - езжайте в Индию раздавать презервативы.
Ну почему несчастное человечество должно сократиться именно за счёт русских?
"Уступите чуркам место под солнцем"?
25th-Dec-2005 03:25 pm (UTC) - Вторая сторона одной медали
Да, автор все правильно сказал о родительском эгоизме. Есть такое, и грустная эта история. Вот только почему автор приводит только отрицательные примеры?..
"Пчела видит мед". А статья построена исключительно на отрицатиельных примерах взаимоотношения родителей идетей только по одной причине: позиция автора - это обратная сторона той же медали, что именуется родительским эгоизмом. Это, так скажем, не-родительский эгоизм. Посылки те же: ребенок прежде всего рассматриваетсяч как обуза и/или интструмент самоудовлетворения.
Похвально, что есть люди, которые не хотят рожать инструменты самоудовлетворения. Вот только понять то, что можно рожать и растить без эгоистических целей, такие люди не в состоянии. Меда они не видят.
Потому и аргументы у них- из серии "соломинка в чужом глазу".

Но это не значит, что меда в мире нет.
This page was loaded Aug 22nd 2019, 5:32 am GMT.